ФОРМУЛЯР 1951-1960

1959 Апрель Подготовка к демонстрации и параду на Советской площади г. Ярославля

Февраль 09, 2017

1959 - Спорт. Физическая подготовка курсантов

Февраль 09, 2017

1959 - Торжественное собрание в честь выпуска мододых офицеров

Февраль 09, 2017

1959 - Художественная самодеятельность

Февраль 09, 2017

1959 - выпускники 253 взвода

Февраль 09, 2017

1959 - отличные взвода

Февраль 09, 2017
1959 - 1 батарея - Передовая в училище

1959 - 1 батарея - передовая в училище по итогам года

Февраль 07, 2017

1958 - комсомольские активисты

Февраль 07, 2017

1958-Спортивно-массовая работа.

Февраль 07, 2017

1958-Занятия в полевом лагере - "Вознесенье"

Февраль 07, 2017

1957 - Учеба, занятия на тренажёрах, курсантские будни

Февраль 06, 2017

1957 - собрания, работа парткома

Февраль 06, 2017

1957- спектакль С.С. Симонова - Крепость над Бугом

Февраль 06, 2017

1957 - практическая отработка вопросов несения караульной службы

Февраль 06, 2017

1956 г. спортивные достижения

Февраль 06, 2017

1955 - Занятия, экзаменны, будни

Февраль 04, 2017

1955 - Спортивные достижения

Февраль 04, 2017

1955 - полевые занятия (фото)

Февраль 04, 2017

1959 г. первый набор для подготовки специалистов по системе «Нева»

Февраль 03, 2017

1958-окончили по первому разряду

Февраль 03, 2017

1955 г. в штат введена рота учебно-боевого обеспечения

Февраль 03, 2017

1954-Н.Я. Грабовский был переведен ...

Февраль 03, 2017

1954-складывался квалифицированный преподавательский и командный состав

Февраль 03, 2017

1953-организуются сборы офицеров и сверхсрочнослужащих

Февраль 03, 2017

РАЧКОВСКИЙ Владимир Тимофеевич

Январь 29, 2017

ГОДУН Владимир Демидович

Январь 29, 2017

МЕДНОВ Леонид Никифорович

Январь 29, 2017

1959 - УCЕНКО И.И. - начальником учебного отдела

Январь 28, 2017

1958 - училище перешло на новую программу обучения

Январь 28, 2017

1957 - Ярославское военно-техническое училище Войск ПВО страны

Январь 28, 2017

1959 - высокое качество подготовки специалистов-интернационалистов

Январь 28, 2017

1956 г. - состоялся первый выпуск офицеров-специалистов по системе «Двина»

Январь 28, 2017

1955 - курсантские будни

Январь 28, 2017

1954 - ГОДУН В.Д. принял должность начальника училища

Январь 28, 2017

1954 г. - структура учебных циклов несколько изменилась:

Январь 28, 2017

1953 - ЗРС С-25 и началась разработка С-75 «Двина»

Январь 28, 2017

1952/53 - учебном году педагогический совет училища ...

Январь 28, 2017

1954 г. – особая веха в жизни училища: состоялся первый выпуск офицеров

Январь 28, 2017

1953 г. произошли очередные изменения в руководящем составе училища и учебном процессе

Январь 28, 2017

1952 г. с мая ежегодно организовывались полевые выходы на учебную базу

Январь 28, 2017

1952 - Училищу вручено Красное Знамя

Январь 28, 2017

1951 - С декабря 1951 г. начальником училища назначен полковник Н.Я. Грабовский

Январь 28, 2017

1952 - Подготовка к 1951/52 учебному году

Январь 28, 2017

1951 - предстояло решить ряд сложных практических проблем

Январь 28, 2017

1951 - Набор курсантов осуществлялся из ...

Январь 28, 2017

1951 Преподавательский состав

Январь 28, 2017

1951- Формирование училища началось в августе 1951 г.

Январь 28, 2017

1951

Ноябрь 02, 2016

1952

Ноябрь 02, 2016

1953

Ноябрь 02, 2016


Военное образование в Российской империи - (XVIII в.–1917 г)

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Учились, служили и работали в училище в разные годы

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Начинаю публикацию -Учились, служили и работали в училище в разные годы. Жду Ваших сообщений !

***


 

his-001

Военно-учебные заведения дореволюционной России достаточно успешно готовили военные кадры для армии и флота. Первые организации такого рода появились в конце XVII – начале XVIII вв. в связи с созданием Петром I регулярной русской армии и военно-морского флота. Так, в 1698 г. были открыты артиллерийские школы при Бомбардирской роте Преображенского полка (готовила строевые кадры) и при Московском пушечном дворе (готовила технические кадры). В этом же году была открыта мореходная школа в Азове. В 1701 г. в Москве была основана Школа математических и навигацких наук, а также Инженерная и Артиллерийская школы (последняя функционировала при новом Пушечном дворе, построенном на месте сгоревшего в 1699 г.).

Во время Северной войны появились новые военно-учебные заведения:
- в 1709 г. – Инженерная школа в Москве, в 1712 г.
– Артиллерийская школа в Петербурге, в 1715 г.
– Морская академия, в 1719 г.
– Инженерная школа в Петербурге (в 1723 г. московская Инженерная школа была присоединена к столичной); в 1721 г.
- при Петербургском лабораторном доме была создана Артиллерийская школа.

В эти учебные заведения принимались в основном дети дворян и, в порядке исключения, лица других (неподатных) сословий. В каждой школе занималось по 100–300 чел., а срок обучения составлял от 5 до 12 лет. Выпускники школ производились в офицеры, только прослужив определённый срок в строю унтер-офицерами.

Унтер-офицерские кадры готовились в адмиралтейских школах, которые создавались с 1703 г. при крупных портах и верфях и на отделениях для солдатских детей при Морской академии, инженерных и артиллерийских школах.

После смерти Петра Великого многие военно-учебные заведения или были закрыты, или уменьшились в штатной численности.

В 30-х гг. XVIII  в. по инициативе Х.А. Миниха в Петербурге были основаны Артиллерийская арифметическая (для подготовки мастеровых и писарей) и Артиллерийская чертёжная школы, позже объединённые в Петербургскую артиллерийскую школу, готовившую унтер- офицеров и младших специалистов артиллерии.

17 февраля 1732 г. был открыт Корпус кадет (с 1752 г. – Сухопутный шляхетский кадетский корпус) – привилегированное учебное заведение для подготовки офицеров. Рассчитанный вначале на 200 воспитанников корпус уже в первый год принял около 360 чел. Главным директором (шефом корпуса) стал генерал-аншеф Х.А. Миних, а директором корпуса – генерал-майор И.Л. Люберас фон Потт (до 1734 г.). В корпус принимались только грамотные дети дворян в возрасте 13–18 лет. Продолжительность обучения составляла 5–6 лет. Программа обучения предусматривала преподавание Закона Божьего, русского, французского и немецкого языков, географии, истории, математики, астрономии, физики, архитектуры, чистописания, рисования, геральдики, военных наук, верховой езды, фехтования, танцев. Для особо одарённых дополнительно преподавались юриспруденция, латинский язык и музыка.

Кадетам разрешалось держать в услужении крепостных (эту привилегию отменил Павел I). Выпускникам присваивались офицерские чины или унтер-офицерские звания (в зависимости от успехов в обучении).

Кадетский корпус также готовил гражданских чиновников, судей и дипломатов.

В 1752 г. был учреждён Морской шляхетский кадетский корпус, а в 1758 г. Петербургские Артиллерийская и Инженерная школы, готовившие офицеров, объединились в Соединённую артиллерийскую и инженерную дворянскую школу, которая, в свою очередь, в 1762 г. была преобразована в Артиллерийский и инженерный кадетский шляхетский корпус.

В последней четверти XVIII в. в обоих кадетских корпусах были изменены правила приёма, созданы отделения, куда принимались дети с 6 лет (преимущество отдавалось детям погибших на войне, умерших на службе, а также малоимущих офицеров). Обучение длилось теперь уже 15 лет. В учебный курс были введены государственная экономия, логика, химия. После сдачи экзамена кадетам присваивался чин поручика или соответствующий гражданский чин.

В 1778 г. генерал-майор С.Г. Зорич основал в г. Шклов первое частное «благородное училище» по типу Сухопутного кадетского корпуса (в 1797 г. оно стало казённым и получило наименование Шкловский кадетский корпус).

В связи со строительством Черноморского флота в 1786 г. в Херсоне был открыт 2-й Морской корпус, переведённый вскоре в Николаев и преобразованный в 1798 г. в Штурманское училище.

В 1794 г. Великий князь Павел Петрович (будущий император Павел I) основал Сиротский (с 1798 г. – Военно-сиротский) дом, где обучались дети неимущих дворян, офицеров, а также солдат; в 1798 г. гарнизонные школы были переименованы в военно-сиротские отделения; в них к началу XIX  в. воспитывались за казённый счёт около 16,5 тыс. солдатских детей, названных в 1805 г. кантонистами. Эта система низшей военной подготовки постоянно развивалась. Всего с 1826  по 1857  гг. включительно через неё прошли 7  905  000 чел., на содержание которых казна потратила 20  150  000 руб. С 1828  по 1858 гг. в Ярославле также размещались батальоны кантонистов, в основном состоявшие из сыновей офицеров и заслуженных чиновников, которые обучались здесь военному делу.

Впоследствии многие исследователи неоднократно доказывали затратную неэффективность и принципиальную ненужность системы кантонистов.

Поскольку в 1777 г. Ярославль обрёл статус губернского города, в нем стали появляться объекты военного назначения. В 1798 г. началось возведение комплекса зданий военного ведомства (современная территория нашего училища в районе улицы Наумова и Московского проспекта). Первоначально здания состояли из нескольких отдельных каменных корпусов и Петропавловской церкви; позже они были объединены в архитектурный ансамбль. В центре двора был построен трёхэтажный каменный корпус, примыкавший к церкви с западной стороны.

За всю историю существования зданий в них размещались только воинские части и военно-учебные заведения: сначала батальоны (школа) военных кантонистов, затем – с 1858 г. – Ярославская военная школа, а с 1863 г. – Ярославская военная прогимназия.

his-006kantonisty

В 1798 г. были учреждены Медико-хирургическая академия, штурманские училища в Кронштадте и Николаеве, а также училища корабельной архитектуры (в Петербурге и Николаеве), которые готовили кораблестроителей (Николаевское училище было упразднено в 1803 г.).

Рост армии и флота, усложнение военного дела потребовали расширения сети военно-учебных заведений. В начале XIX в. в Туле (1801) и в Тамбове (1802) для детей местной знати были созданы первые дворянские училища (с 1817 г. – «военные училища»), имевшие целью подготовку юношей к поступлению в кадетские корпуса.

В 1802 г. был образован Пажеский корпус. В 1804 г. в Петербурге была основана Инженерная школа, преобразованная в 1810 г. в Инженерное училище, готовившая инженерных кондукторов и офицеров.

Некомплект офицеров в армии ощущался очень остро, так как военно-учебные заведения выпускали в войска ежегодно не более 120 чел. В 1807 г. увидел свет императорский указ, согласно которому дворяне, достигшие 16-летнего возраста и желавшие поступления на военную службу, должны были не записываться, как раньше, унтер-офицерами в полки, а зачисляться – для обучения военному делу – в созданный при 2-м кадетском корпусе Волонтёрский корпус (с 1808 г. – Дворянский полк, с 1855 г. – Константиновский кадетский корпус), в котором в 1815 г. обучались уже 2 400 чел.

В 1810 г. в Петербурге было открыто первое военно-учебное заведение для подготовки офицеров квартирмейстерской части (служба Генерального штаба) – Училище колонновожатых (закрыто в 1812 г.).

С начала Отечественной войны 1812 г. три кадетских корпуса и Дворянский полк отправили в войска свыше одной тысячи офицеров.

В 1812 г. с целью подготовки военных топографов в местности Хапаниеми Куопиоской губернии был основан Финляндский топографический корпус, а в 1816 г. при нём было открыто отделение для подготовки офицеров всех родов войск (в 1819 г. корпус переведён в Фридрихсгам и преобразован в кадетский корпус).

В 1815 г. генерал-майор Н.Н. Муравьёв основал Московское учебное заведение для колонновожатых, которое в 1823 г. было присоединено к вновь открытому Петербургскому (казённому) училищу колонновожатых; последнее просуществовало до 1826 г.

В 1819 г. Инженерное училище было преобразовано в Главное инженерное училище, а в 1820 г. создано Артиллерийское училище.

В 1820 г. при Главном штабе 1-й армии (г. Могилёв на Днепре) было организовано 2-классное офицерское училище, готовившее до 1 830 офицеров квартирмейстерской части.

В 1822–1825 гг. при Главных штабах 1-й и 2-й (г. Тульчин) армий, а также при Гренадерском и некоторых пехотных корпусах функционировали юнкерские школы, в которых обучались служившие в войсках унтер-офицеры из дворян.

В 1822 г. в Петербурге было создано училище топографов, которое в 1832 г. было преобразовано в Школу топографов, в 1863 г. – в Училище топографов, а в 1867 г. – в Военно-топографическое училище.

his-006kadetsky-korpys

В 1823 г. по инициативе великого князя Николая Павловича (будущий император Николай I) в Петербурге была учреждена Школа гвардейских подпрапорщиков (с 1826  г. – Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров,
с 1859 г. – Николаевское училище гвардейских юнкеров,
с 1864 г. – Николаевское кавалерийское училище).

В 1801–1825 гг. военно-учебные заведения подготовили свыше 18 тыс. офицеров, что, однако, удовлетворяло потребности армии и флота только на 45–50 %.
В 1827 г. по инициативе директора Морского корпуса И.Ф. Крузенштерна при корпусе были созданы офицерские классы, имевшие целью усовершенствование подготовки офицеров флота.

На рубеже XVIII–XIX вв. военно- учебные заведения не имели системы централизованного управления, как и каких-либо документов и положений общего характера, касающихся их организации или учебно-воспитательного процесса.

Однако в начале XIX в. этот процесс сдвинулся с мёртвой точки: в 1805 г. был учреждён Непременный совет о военных училищах под председательством великого князя Константина Павловича.
В состав совета вошли:
- министр военно-сухопутных сил С.К. Вязмитинов,
- министр народного просвещения П.В. Завадовский,
- министр иностранных дел А.А. Чарторыйский,
- товарищ министра юстиции Н.Н. Новосильцев,
- инженер-генерал П.К. Сухтелен,
- генерал-лейтенант А.А. Аракчеев,
- генерал-майоры А.А. Клейменхиль и
- Ф.И. Клингер.

Несмотря на солидную должностную репрезентативность, совет не сыграл в истории военно-учебных заведений какой-либо значимой роли.

В 1819 г. Пажеский и кадетские корпуса были объединены под управлением генерала П.Т. Коновицына, назначенного их главным директором, но это объединение носило чисто административный характер.

Попытки централизации управления военным образованием продолжились. В 1826 г. начальником всех военно-учебных заведений стал великий князь Константин Павлович, в подчинении которого был учреждён Совет для управления военно-учебными заведениями. В 1830 г. увидели свет «Общие положения и устав для военно-учебных заведений». В 1831г. во главе управления Пажеского и кадетских корпусов, а также Дворянского полка был поставлен великий князь Михаил Павлович, при котором был создан Штаб его императорского величества по управлению военно-учебными заведениями.

С 1830 г. в ряде губернских городов были открыты кадетские корпуса, выпускники которых переводились в Дворянский полк.

В 1832 г. в Петербурге была основана Аудиторская школа для подготовки военных юристов;
- с 1846 г. школа была переименована в Аудиторское училище, а в 1867–1878 гг. она называлась Военно-юридическим училищем.
Также в 1832 г. была открыта Военная академия. Крупную роль в развитии военно-учебных заведений сыграл Я.И. Ростовцев, бывший с 1835 г. начальником Штаба (с 1855 г. – Главного штаба) его императорского величества по управлению военно-учебными заведениями. Под его руководством были разработаны и введены в действие Свод законов о военно- учебных заведениях (1837), Положение об управлении военно-учебными заведениями (1843), Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений» (1848).


В 1843 г. великий князь Михаил Павлович был назначен главным начальником военно-учебных заведений с правами военного министра. В 1849–1855 гг. эту должность занимал наследник престола великий князь Александр Николаевич, а в 1860–1862 гг. – Великий князь Михаил Николаевич.

В 1844 г. в Кронштадте на базе бывшего Училища корабельной архитектуры, которое с 1826 г. называлось кондукторскими ротами Морского учебного рабочего экипажа, было образовано Морское инженерное училище (с 1856  г. – Инженерно-артиллерийское училище морского ведомства), готовившее специалистов для корпусов морского ведомства. В 1852 г. по проекту М.П. Лазарева в Николаеве было открыто Училище флотских юнкеров, находившееся на положении Морского корпуса.

В 1855 г. Военная академия была преобразована в Академию Генерального штаба, а офицерские классы Михайловского артиллерийского и Николаевского инженерного училищ были реорганизованы соответственно в Артиллерийскую и Инженерную академии.

С 1825 по 1850 гг. 50 567 чел. стали офицерами, из них военно-учебные заведения дали армии 14 415 чел. и флоту около 2,5 тыс. чел.
Офицерский корпус комплектовался кадрами за счёт:
- выпускников военных академий (в это время их было четыре – Николаевская Генерального штаба, Николаевская инженерная, Михайловская артиллерийская и Александровская) и училищ;
- выпускников кадетских корпусов, школ гвардейских юнкеров и прапорщиков, Дворянского полка;
- производства в офицеры наиболее подготовленных унтер-офицеров; производства в офицеры вольноопределяющихся.

Крымская война выявила серьёзные недостатки в подготовке военных кадров. Поэтому в ходе морских реформ 1850  –  60-х гг. и военных реформ 1860 – 70-х гг. была произведена перестройка системы военного образования. Главным направлением этой перестройки стало отделение общего образования от специального и предоставление права поступления в военно-учебные заведения лицам недворянского происхождения.

В 1863 г. в составе Военного министерства было создано Главное управление военно-учебных заведений, начальником которого стал Н.В. Исаков, выступивший в качестве подлинного локомотива реформы военного образования. Данное управление, заменившее Главный штаб его императорского величества по военно-учебным заведениям, ведало всеми военно-учебными заведениями, кроме специальных. К последним относились академии, артиллерийские, инженерные и другие военно- учебные заведения, находившиеся в ведении соответствующих управлений Главного штаба. Для согласования деятельности всех военно-учебных заведений был учреждён Главный военно-учебный комитет.

В 1862 г. офицерские классы Морского корпуса были преобразованы в Академический корпус морских наук. В 1863–1866 гг. 12 кадетских корпусов были превращены в общеобразовательные учебные заведения – военные гимназии (в дальнейшем их число увеличилось – до 18 в 1881 г.). Эти преобразования шли по плану, утверждённому императором Александром II, а руководил ими лично Н.В. Исаков.

В военных гимназиях воспитатели, офицеры были заменены гражданскими лицами с педагогическим образованием, что сразу привело к прекращению строевой муштры воспитанников. В военных гимназиях учились дети дворян, офицеров, чиновников военного ведомства, а также небольшое число детей казаков, духовенства, иностранцев (главным образом из славянских стран). В виде исключения среди гимназистов можно было встретить детей особо отличившихся солдат.

Это были заведения интернатного типа, воспитанники которых содержались за счёт государства. В 1873–1875 гг. в Петербурге, Москве, Симбирске и Тифлисе открылись платные военные гимназии для приходящих учеников всех сословий, а в военные гимназии-интернаты были допущены своекоштные и приходящие ученики с платой.

Гимназический курс обучения был рассчитан на 6 лет, с 1874 г. – на 7 лет. Среди преподаваемых предметов были Закон Божий, русский язык и словесность, немецкий и французский языки, математика, физика, космография, география, начальные сведения из естественной истории, русская и всеобщая история, черчение и чистописание. Воспитанники также обучались танцам, музыке, пению, гимнастике. В то время военные гимназии считались лучшими средними учебными заведениями.

В 1869–1879 гг. в военных гимназиях ежегодно обучалось 5 360 чел., из которых в военные училища поступали 91 % выпускников. Воспитатели и учителя для военных гимназий готовились на открытых в 1865 г. при 2-й петербургской военной гимназии педагогических курсах. В 1882  г. военные гимназии были вновь преобразованы в кадетские корпуса.

В 1863 г. началось создание новых военных училищ, а с 1864 г. – юнкерских училищ. Система юнкерской подготовки ранее существовала в нескольких значениях:
- во-первых, в первой половине XIX в. юнкерами назывались молодые дворяне, добровольно поступившие на военную службу без специального образования. Они проходили службу, пользуясь многими льготами, в полках в качестве унтер-офицеров, где и получали первый офицерский чин;
- во-вторых, в 1820-х гг. были созданы юнкерские школы (не путать с юнкерскими училищами), воспитанники которых также назывались юнкерами (в такой школе – Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров – в своё время учился М.Ю. Лермонтов).

В докладе по Военному министерству 1 января 1864 г. Д.А. Милютин писал об учреждении юнкерских училищ при военно-окружных управлениях: «Настоятельность учреждения юнкерских училищ обусловливается огромным числом тех молодых людей, которые, поступая прямо в полки, на различных правах с производством своим в офицеры, вносят в войска полное отсутствие общего, а тем более военного образования. Число этих лиц с упразднением некоторых кадетских корпусов и уменьшением нормальной цифры выпускаемых из них должно ещё более возрасти, а потому в настоящее время настоятельнее ещё, чем прежде, необходимо прийти к ним на помощь и доставить им средства к соответственному с требованиями службы подготовлению».

his-007Создаваемые с 1863–1864 гг. юнкерские училища формировались при окружных штабах. В них военные навыки получали будущие офицеры из числа унтер-офицеров, вольноопределяющихся, юнкеров, выпускников военных прогимназий и редко – кадетских корпусов, гражданских гимназий и семинарий. В ходе реформ Д.А. Милютина число юнкерских училищ неуклонно возрастало; они подразделялись на кавалерийские и пехотные (также и назывались).

В 1880 г. в России имелось 16 юнкерских училищ, в которых обучались 4 500 чел. (в том числе 3 380 чел. – в пехотных училищах). Юнкера-выпускники делились на два разряда: сдавшие экзамены по первому разряду получали офицерское звание при назначении в полк, независимо от штатных вакансий. Выпускники второго разряда получали офицерское звание в полку только при наличии вакансий.

Юнкерские училища – средние военно-учебные заведения – пополнялись выпускниками военных прогимназий. Предыстория их создания такова: младшие специалисты (артиллерийские и инженерные кондукторы, чертёжники, гравёры, учителя гимнастики и фехтования, фельдшеры и др.) готовились в училищах военного ведомства, созданных в 1858 г. на основе батальонов военных кантонистов взамен упразднённых в 1856 г. кантонистских школ.

В 1866 г. большинство этих училищ было преобразовано в военно-начальные школы, выпускники которых переводились в специальные школы (технические, пиротехнические, оружейные, фельдшерские и пр.).

В 1868 г. с целью обеспечения контингента юнкерских училищ 8 военно-начальных школ были реорганизованы в военные прогимназии, а остальные постепенно упразднены.

Военные прогимназии являлись низшими учебно-воспитательными заведениями военного ведомства с курсом уездного училища или 4-классного реального училища, но без преподавания иностранных языков. Прогимназии, как уже отмечалось, предназначались главным образом для пополнения юнкерских училищ. К числу их основных задач относилась «необходимость образовывать малоспособных и нравственно испорченных» воспитанников военных гимназий и предоставлять им возможность поступить в юнкерское училище.

Упомянутые выше первые 8 прогимназий были образованы на основе военно-начальных школ в Москве, Пскове, Ярославле, Киеве, Вольске, Оренбурге, Омске и Иркутске.

В 1869 и 1871 гг. были учреждены ещё две военные прогимназии в Петербурге и Тифлисе. В военных прогимназиях, кроме лиц, имевших право поступать в военные гимназии, учились дети потомственных граждан. В них также переводились воспитанники военных гимназий, не усваивавшие программу обучения.

В большинстве военных прогимназий число воспитанников было не более двухсот. По окончании курса лучшие воспитанники, не достигшие 16-летнего возраста, переводились в учительские семинарии военного ведомства, а остальные (не моложе 17 лет) зачислялись в юнкерские училища.

К 1881 г. осталось только 8 прогимназий (в 1876 г. Московская и Псковская военные прогимназии были преобразованы в военные гимназии).

В 1883 и 1887 гг. большинство военных прогимназий было закрыто, остались только Вольская и Ярославская, переименованные в военные школы, куда переводились кадеты из-за неуспеваемости (Ярославская военная прогимназия была переименована в военную школу в 1891 г.). В 1867 г. была открыта Военно- юридическая академия.

В 1877 г. на базе Академического курса морских наук была создана Морская академия.

В 1880-х гг. доступ лиц недворянского происхождения в военные училища был несколько ограничен.

К 1882 г. сложилась следующая система военно-учебных заведений страны: военные академии; военные училища;
- юнкерские училища;
- военные гимназии и прогимназии (соответственно 7 и 4 года обучения).

Началось восстановление кадетских корпусов. 21 июля 1882 г. в соответствии с Высочайшим повелением все военные гимназии, приготовительные классы и Пансион Николаевского кавалерийского училища были переименованы в кадетские корпуса. Они сохранили статус общеобразовательных учреждений, но начали обретать черты военной организации.

his-002В старших классах были учреждены строевые роты, лучших кадетов начали производить в вице-фельдфебели (один на роту) и вице-унтер- офицеры (двенадцать на роту);
- воспитатели из числа гражданских лиц постепенно заменялись строевыми офицерами и пр. 14 февраля 1886 г. было утверждено «Положение о кадетских корпусах», в котором заявлялось:
- «Кадетские корпуса имеют целью доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание».

Помимо переименованных в корпуса из военных гимназий, создавались новые заведения: в 1883 г. в Новочеркасске был учреждён Донской кадетский корпус, в 1887 г. в Оренбурге создан 2-й Оренбургский кадетский корпус.

Сеть военно-учебных заведений продолжала развиваться.
В 1883 г. при школе восточных языков Азиатского департамента МИД был открыт Курс восточных языков для подготовки офицеров, владеющих арабским, персидским, турецким, татарским языками и знающих мусульманское право.

В 1895 г. при Главном инженерном управлении образована Кондукторская школа с целью подготовки местных инженеров (военных техников).

В 1899 г. был создан Интендантский курс. Всего к концу XIX в. в ведении Главного управления военно-учебных заведений состояли:
- Пажеский корпус, Финляндский кадетский корпус, специальные классы которого выпускали офицеров;
- 27 кадетских корпусов;
- 4 пехотных и 1 кавалерийское училище;
- Вольская военная школа и Ярославская военная школа императора Александра II (при штатной численности 400 воспитанников);
- 16 юнкерских училищ (11 пехотных, 2 кавалерийских, 3 казачьих); 22 школы солдатских детей (имелись только в гвардейских частях);
- Рождественская солдатская школа ( в г. Ревель, ныне – Таллин).

Кроме того, в ведении Артиллерийского и Инженерного управлений имелись 4 военных училища и 4 офицерских школы.

his-009В 1895 г. Ярославскую военную школу (с учётом исторического опыта и достаточности учебно-материальной базы) преобразовали в Кадетский корпус.

Корпус традиционно находился в ведении Военного министерства, а непосредственное руководство учебным заведением возлагалось на директора, который назначался из генералов или полковников, имеющих необходимый опыт (в том числе, боевой), соответствующее образование и наклонности.

Первым директором Ярославского кадетского корпуса был назначен генерал-майор И.Ю. Добошинский. Позже корпусом руководили генерал-майоры А.И. Калишевский, Н.Ф. Рафалович, И.О. Латур, Н. Володкевич, В. Святополк-Мирский. Несмотря на определённые традиции и небольшой срок существования, уже при первом инспектировании начальником Главного управления военно-учебных заведений генералом от инфантерии А.Ф. Забелиным корпус по решению комиссии был отнесён к военно-учебным заведениям первой категории.

his-008Ярославский кадетский корпус просуществовал до осени 1917 г., после чего был переформирован в военную прогимназию и тут же распущен. Корпус дал стране и армии много замечательных людей, среди которых – замечательный русский писатель и учёный Л.П. Сабанеев, начальник Морских сил РККА М.В. Викторов и мн. др.

Обращаясь к сегодняшним дням, заметим, что Указом Президента Российской Федерации архитектурный ансамбль Кадетского корпуса конца XVIII–начала XIX вв. был внесён в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

К концу 1890-х гг. в кадетских корпусах обучалось около 12 тыс.  чел., в военных училищах – 5,5 тыс.  чел., в юнкерских училищах – 2,8 тыс. чел., в академиях – около 850 чел. Среднегодовой выпуск офицеров в это время примерно равнялся 2 тыс. чел., что обеспечивало до 80 % вакансий в армии и на флоте.

his-010На рубеже XIX–XX вв. в армии появились военно-учебные заведения для усовершенствования и переподготовки офицерского состава – Офицерские школы (во флоте – Офицерские классы). В 1900–1903 гг. по инициативе военного педагога генерал-лейтенанта А.Н. Макарова были организованы педагогические курсы для подготовки офицеров-воспитателей и учителей в кадетские корпуса (курсовые занятия проходили при Педагогическом музее военно-учебных заведений).

Русско-японская война 1904– 1905 гг. показала, что подготовка офицеров армии и флота отставала от требований современной войны. В ходе военных реформ 1905–1912 гг. и морских реформ 1905–1914 гг. в военно-учебных заведениях были проведены значительные преобразования. При пересмотре учебных программ и руководств упор делался на более углубленное изучение современной тактики и военной техники, а также на отработку практических навыков.

his-011Большую роль в деле улучшения учебно-воспитательной системы в кадетских корпусах и военных училищах сыграл главный начальник военно-учебных заведений Великий князь Константин Константинович (1900–1910).

Развитие Вооружённых Сил и военной техники требовало увеличения числа офицеров и унтер-офицеров различных специальностей с более высоким уровнем подготовки.

В 1906 г. при дивизиях, артиллерийских бригадах и отдельных частях были созданы войсковые школы для подготовки подпрапорщиков и подхорунжих; в этих школах обучение велось в зимнее время в течение двух лет сверхсрочной службы.

К 1911 г. было завершено преобразование юнкерских училищ в военные. В том же году были созданы Интендантская академия и школы офицеров-переводчиков в Кавказском, Приамурском и Туркестанском военных округах.

Дополнительно открылись 8 кадетских корпусов, Морской корпус в Севастополе, Артиллерийское училище в Одессе и ряде других специальных (в том числе, авиационных) учебных заведений. Увеличилось число школ и учебных команд, готовивших унтер-офицеров и младших специалистов для армии и флота. Постепенно смягчались, а в 1913 г. были отменены сословные ограничения для поступающих в военно- учебные заведения (они сохранились только для Пажеского корпуса).

Накануне Первой мировой войны в России существовали следующие 4 группы военно-учебных заведений:
- 1) средние общеобразовательные:
- общие классы 28 кадетских, Пажеского и двух Морских корпусов;
- 2) средние специальные:
- специальные классы Пажеского и Морского корпусов, 11 пехотных, 3 кавалерийских, 2 казачьих, 3 артиллерийских, 1 инженерное и 1 Военнотопографическое училище, Морское инженерное училище, Кондукторская школа при Главном военнотехническом управлении Военного министерства;
- 3) высшие и среднего типа для подготовки офицеров действительной службы:
- 7 академий, 8 офицерских школ и 5 офицерских классов;
- 4) низшие специальные школы:
- Техническое училище Артиллерийского ведомства, Ижевская и Тульская оружейные школы, 8 военнофельдшерских школ, 1 Минная (Морская) школа.

С началом Первой мировой войны военные училища, а также специальные классы Пажеского и Морского корпусов перешли на ускоренный курс обучения (от 3 до 12 месяцев).

Были открыты 4 новых военных училища. Основное количество офицеров для армии в то время готовили школы прапорщиков. Эти заведения, а также заведения с ускоренным курсом обучения с 1915 по 1917 гг. дали армии и флоту около 220 тыс. прапорщиков. Военные академии, большинство офицерских школ и классов отправили своих слушателей и преподавателей на фронт. К осени 1917 г. в Российской армии насчитывалось 240 тыс. офицеров

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Аренда виртуального сервера VDS и VPS - 439р/мес
Пожертвований хватит примерно на 1 год - до ноября 2018.

ВАМ сайт - в подарок

Сайт НЕ коммерческий

Если Вы считаите, что данный сайт нужен, и имеет право на существование - Окажите помощь на - Аренду виртуального сервера VDS и VPS  для размещения сайта!  Любая сумма продлит срок жизни сайта

 Спасибо за понимание и поддержку !
выпускник ЯЗРУ пво страны 1970г
Нефедов БД 

официальный сайт училища:

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования
«Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны»
Министерства обороны Российской Федерации

*******

Кто на сайте

Сейчас 59 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Учебно-методический отдел

Февраль 13, 2017

Ученый совет

Февраль 14, 2017

Методический совет

Февраль 14, 2017

Научно-технический совет

Февраль 14, 2017

Диссертационный совет

Февраль 14, 2017

Отдел организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров (отдел ОНР и ПНПК)

Февраль 14, 2017

Отдел по работе с личным составом

Февраль 14, 2017

Отдел материально-технического обеспечения

Февраль 14, 2017

Строевой отдел

Февраль 14, 2017

Служба защиты государственной тайны

Февраль 14, 2017

Отдел кадров

Февраль 14, 2017

Медицинская служба

Февраль 14, 2017

Финансово-экономическая служба

Февраль 14, 2017

Юридическая служба

Февраль 14, 2017

Отделение охраны труда и техники безопасности

Февраль 14, 2017

Профсоюзная организация училища

Февраль 14, 2017

Научно-исследовательский отдел

Февраль 14, 2017

Отдел информационных технологий

Февраль 14, 2017

Факультет автоматизированных систем управления

Февраль 19, 2017

Факультет зенитных ракетных комплексов

Февраль 19, 2017

Ярославцы в Афганской войнесайт Президента Росии - Центральный архив Министерство Обороны РФ Правительство России Портал органов власти Ярославской области
Мемориал Министерство Обороны Российской Федерации подвиг народа календарь Победы Память народа
Открыт интернет-портал, посвященный памяти героев Великой войны 1914–1918


Copyright © 2010-2016. Б. Нефедов - программист-дизайнер; В. Шубин - информационное сопровождение



© Все материалы интернет-портала Исторический формуляр ЯВВУ ПВО доступны по лицензии  Creative Commons Attribution 4.0 

ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false